Больше чем общественный транспорт

Ровно 121 год назад в нашей стране появился первый троллейбус. Изобретению этого вида транспорта нынешние пассажиры обязаны отечественному конструктору Петру Фрезе. Именно его акционерное общество занималось разработкой новых средств передвижения, включая также машины с двигателями внутреннего сгорания, грузовики и автобусы.

Испытания так называемого в народе электрического автомобиля состоялись в Санкт-Петербурге 13 апреля 1902-го. Устройство весило 820 килограммов и напоминало открытую повозку на колесах. Электрическое оборудование для него делалось по проекту барона Шуленбурга, а в основу токосъемника положена конструкция французского инженера Ломбар-Жерена. Знаковое событие осветили в журнале «Автомобиль», где вышла заметка о новом транспорте «приводимом в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по рельсам, а по обычной дороге».

В обиход троллейбусы вошли лишь спустя 31 год, когда в Москве открылась соответствующая линия. Они были изготовлены из дерева с металлической обшивкой и вмещали 37 сидячих мест, а двери открывались вручную. В 1936-м аналогичная линия появилась и в Ленинграде. Она проходила от Красной площади (ныне площадь Александра Невского) до площади Труда. В 30-е годы для жителей города на Неве нововведение стало средством передвижения повышенной комфортности и быстро обрело популярность. В салоне имелись мягкие сиденья, на окнах – занавески, а ограничения по количеству пассажиров делали транспорт более просторным. Разумеется, и ценник за такие удобства установили выше в разы. Проезд стоил 20 копеек за каждую зону маршрута, в то время как путешествие на трамвае обходилось в 15 независимо от протяженности пути. Тем не менее от желающих не было отбоя. Троллейбус сделался для местных жителей чем-то большим, чем просто способ переместиться из точки А в точку Б. Для детей он стал своего рода аттракционом, а для влюбленных пар – атрибутом романтического свидания.

В 2019-м после закрытия ряда маршрутов в Москве система троллейбусного движения в Санкт-Петербурге стала крупнейшей в стране по количеству действующих маршрутов и длине контактной сети.

Следующая статья

Старейший курорт России