«Реинкарнация» старой гавани

11 апреля 1986 года официально открылся обновленный терминал Пулково-2 Ленинградского аэропорта. В тот день в Берлин вылетел первый самолет – пассажирский авиалайнер Ту-154.

Незадолго до этого здание аэровокзала, построенное много лет назад, реконструировали, пристроив к нему с торцов два современных стеклянных павильона. Благодаря такому расширению пассажиропоток на международных рейсах удалось увеличить вдвое. Одновременно здесь началась эксплуатация широкофюзеляжного Ил-86.

История Пулково-2 началась еще в начале 30-х годов. Первоначально объект именовался аэродром Шоссейная, по названию расположенной неподалеку железнодорожной платформы. Днем его рождения официально считается 24 июня 1932-го, когда на «станцию» прибыли первые рейсы – самолеты из Москвы с пассажирами и почтой. Так появился еще один мост коммуникации между столицами. Но считать его полноценным воздушным портом можно было лишь с большой натяжкой: на огромном поле со взлетно-посадочными полосами отсутствовали какие-либо строения. Первое здание заложили еще в 1936-м, однако возведение растянулось на долгих 15 лет. Проектом сначала занимался Генрих Майзель, а заканчивал работу гуру советской архитектуры Александр Гегелло.

В годы войны летчикам транспортной авиации линии Москва – Ленинград поручали самые сложные и ответственные задания. Небесная «дорога жизни» блокадного города действовала безотказно. Аэродром Шоссейная фактически находился на линии фронта, поэтому боевые машины перебазировали на объекты Комендантский и Смольное.

Аэровокзал, открытый в 1951-м, представлял собой классический образец сталинского классицизма: колонны украсили ионическим ордером, контур крыши – балюстрадой, над главным входом водрузили огромный советский герб. Золотым веком воздушной гавани стали 60-е годы, когда винтовые самолеты начали массово заменять реактивными. Для посадки использовали небольшой сарайчик, а людей к лайнерам доставляли вагончики, похожие на те, что бегают в парках культуры и отдыха. Окрестности Пулково в то время напоминали обычный деревенский пейзаж.

Более 20 лет здание, построенное при Сталине, оставалось единственным аэропортом Северной столицы. Новый терминал открыли только в 1973 году. Тогда же он получил современное название – Пулково. Первыми его услышали пассажиры самолета, заходившего на посадку в Ленинград в ночь с 24 на 25 апреля. Старый комплекс после ремонта в 1980-м стал обслуживать международные направления, а с 2014-го – частные рейсы. В конце 2013-го к двум терминалам добавился третий собрат – Центр бизнес-авиации Пулково-3.