Сцена эксперимента и классики

19 ноября 1933 года в Ленинграде открылся Новый театр, который современные зрители знают как Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета.

Сегодня Владимирский, 12, является местом притяжения и для молодежи и для старшего поколения – каждый находит постановку по душе. Однако история храма Мельпомены началась вовсе не здесь, а на Невском проспекте, 20, – в бывшем доме голландской реформаторской церкви, где ровно 89 лет назад актеры во главе с режиссером Исааком Кроллем представили свою первую премьеру – спектакль «Бешеные деньги». За успехом последовала трагедия: всего через два месяца в здании вспыхнул пожар, и труппе пришлось искать себе новое пристанище. Так, в 1936-м она переехала на Троицкую улицу (сейчас Рубинштейна), 13.

Вскоре творческий коллектив ждала очередная резкая перемена: место уволенного за формализм «мейерхольдовца» Исаака Моисеевича занял ученик Станиславского Борис Сушкевич. Как раз на его пору пришлась Великая Отечественная война, начало которой застало артистов на гастролях в Хабаровске. До самой Победы выступления проводились на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, Урале, в Сибири, на пограничных заставах, золотых приисках, военных кораблях. За это время было дано порядка 1 300 постановок и 800 концертов.

По возвращении на малую родину в сентябре 1945-го труппа получила нынешнее «место прописки»: прежнее здание разрушилось в результате бомбежек. А уже в эпоху Николая Акимова название трансформировалось из Нового в Ленинградский театр имени Ленсовета.

За пять лет Николай Павлович вывел коллектив из затянувшегося кризиса, наступившего во время постоянных смен главных режиссеров после смерти Сушкевича. Уже первая его работа здесь – «Весна в Москве» – произвела настоящий фурор. На спектакль было невозможно достать билеты, а во время показов улицу приходилось перекрывать конной милиции.

История площадки неразрывно связана и с именем легендарного художественного руководителя Игоря Владимирова. С его приходом в репертуаре появились спектакли по современным пьесам, как, например, «Таня» и «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, а также по произведениям зарубежных драматургов: Бертольда Брехта, Бернарда Шоу. В этот период к артистам старшего поколения присоединились Алиса Фрейндлих, Лариса Луппиан, Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Семен Стругачев, Александр Сулимов и многие другие.

Традиции, заложенные Игорем Петровичем, продолжил Владислав Пази. Не боявшийся риска и экспериментов, он обращался к произведениям Ингмара Бергмана, Владимира Набокова, писательницы-эмигрантки Нины Берберовой. Отважным шагом оказалась постановка легендарного бродвейского мюзикла «Кабаре».

Владислав Борисович стал наставником для целой плеяды талантливых актеров, многие из которых сегодня продолжают выходить на родную сцену, снимаются в сериалах и кинофильмах, а некоторые покоряют столичные подмостки. Среди них – Лаура Пицхелаури, Дмитрий Лысенков, Кристина Кузьмина, Сергей Перегудов, Всеволод Цурило.

В 1996 году к труппе примкнул выпускник Академии театрального искусства Юрий Бутусов. Дебютировав с «Войцеком», он также представил новую редакцию своей дипломной работы «В ожидании Годо», где главные роли исполнили Константин Хабенский и Михаил Пореченков. Сегодня одними из самых популярных в репертуаре остаются спектакли Юрия Николаевича «Гамлет», «Макбет. Кино», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Сон об осени», «Город. Женитьба. Гоголь».