«Педагогика не стоит на месте»

Историк Павел Гурьянов из Заневского поселения вышел в финал конкурса «Учитель года – 2023». Сотрудник ЦО «Кудрово» обошел 17 коллег из разных районов Ленобласти, и будет представлять родной регион на федеральном этапе.

Уникальные методики и самостоятельность

У нашего земляка за плечами большой опыт работы – более 10 лет. За это время мужчине довелось поучаствовать не в одном состязании профессионального мастерства, однако, как признался Павел Сергеевич, данное соревнование заставило поволноваться, не раз потребовало отыскать выход из нестандартных ситуаций и решить сложные задачи. Да и умениям других претендентов кудровчанин дал очень высокую оценку.

– Сильные, талантливые специалисты, – отметил учитель. – Нынешние педагоги динамичнее развиваются, потому что и мир стремительно движется вперед, приходится подстраиваться под современные программы, требования, быстро осваивать технологии, учитывать переменчивость детской психики.

В ходе испытания участникам предстояло пройти шесть этапов. Первым делом следовало снять видео-визитку. Затем последовала череда открытых уроков. Тему конкурсанты выбирали не самостоятельно. Павел Сергеевич получил задание подготовить занятие о возникновении и распаде империи Карла Великого.

– Это ранняя средневековая история, которую дети изучают в шестом классе, – рассказал кудровчанин. – Продемонстрировал жюри собственные уникальные приемы, в числе которых работа с артефактами. Я своими руками из глины и подручных материалов изготавливаю копии разнообразных предметов, например, монеты, стремена, прочие вещи. Это называется системно-деятельностный подход. Дети сами организуют свою работу и делают выводы по результатам анализа полученного теоретического и практического материала. То есть в таком случае ребенок на 60 % работает самостоятельно.

Вторым этапом стала организация воспитательного мероприятия. «Память – основа нравственности и совести» – так звучала тема, выбранная Павлом Сергеевичем. Ее он считает как никогда актуальной.

– Мы поговорили со школьниками о том, для чего необходимо хранить мемориалы. И в принципе о памяти и о том, как она формирует совесть, – пояснил педагог.

В рамках третьего задания следовало провести мастер-класс. Представитель ЦО «Кудрово» показал, как работать с исторической лексикой, артефактами, письменными источниками и как на уроке по гуманитарным дисциплинам ставить простые эксперименты, чтобы создавать проблемную ситуацию, когда перед учеником поставлена конкретная цель, и он достигает ее.

Мощная мотивация хорошо учиться

Заключительными этапами конкурса стали ток-шоу, где участникам предстояло ответить на каверзные вопросы членов жюри, коллег и школьников, а также «Педсовет», в ходе которого преподаватели вносили идеи по усовершенствованию системы образования в России.

– Основываясь на опыте нашего учебного заведения, предложил решение вопроса профориентации детей и подростков, – пояснил Павел Сергеевич. – Центр образования создавался как технопарк, где с дошкольного возраста у ребят формируются соответствующие навыки, в основном инженерные. В ЦО «Кудрово» функционируют восемь специальных лабораторий. Кроме того, возможно устраивать занятия в «Точках роста», которых сейчас очень много на территории Ленобласти. Такие уроки позволят выпускникам сознательно поступать в тот или иной вуз.

Отметим, ранее кудровская школа заключила договора с предприятиями и высшими учебными заведениями, например с СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и СПбГУ. В процессе подписания соглашение с «СИБУР холдингом».

– Что касается сотрудничества с предприятием, то дело обстоит следующим образом, – уточнил Павел Сергеевич. – Специалисты компании будут отслеживать успехи учеников, выбирать отличившихся, помогать им при поступлении в университет, и через несколько лет зачислят в штат превосходно подготовленных специалистов. Это мощная мотивация для ребенка хорошо учиться, потому что он знает, что при должном старании точно получит престижную профессию.

Школа – прообраз семьи

Огромный опыт позволяет Павлу Гурьянову наблюдать, как от года к году меняются школьники. Сегодня подрастающее поколение преподаватель оценивает, как недостаточно усидчивое, но отмечает и присущие ему уникальные качества.

– Сейчас юноши и девушки стали менее внимательными, но зато могут гораздо быстрее перерабатывать информацию и моментально переключаться от одной ситуации к другой, – отметил он. – Однако педагогика не стоит на месте. Возникают новые методы и приемы, призванные эффективно обучать детей.

Кроме того, кудровчанин считает, что в образовательной системе должен присутствовать одинаковый гендерный подход в вопросе подбора учителей.

– Школа – это прообраз семьи, – убежден Павел Сергеевич. – Дети проводят здесь треть своей жизни и должны работать как с женщинами, так и с мужчинами, чтобы понимать их поведение. Ведь как все мы социализируемся? Копируем старших, учимся у них. Если образование имеет только женское лицо, то обучение получается несколько однобоким. Конечно, мужчин-педагогов не хватает, наверное, поэтому ребята и реагируют на них сильнее, проявляют большую дисциплинированность.

Финал конкурса «Учитель года – 2023» состоится осенью в Москве. Нашего земляка ждут новые непростые испытания и профессиональные вызовы. Желаем Павлу Гурьянову удачи и достойного выступления!

Фото: личный архив Павла Гурьянова.