«Кино – не иллюзия, а бытие»

Как снимать документальные фильмы, какова роль художника и в чем заключается великая сила искусства, эти и другие вопросы обсудили с режиссером из Кудрово Александром Александровым.

Чем дольше знакомишься с молодым городом и его населением, тем больше осознаешь уникальность многотысячника, собравшего в одном месте таких разных, но единых в стремлении хорошо делать свое дело людей. Здесь живут креативные, спортивные, умные и неравнодушные мужчины и женщины со всех уголков страны и ближнего зарубежья. Наш сегодняшний герой родился в Нарве, когда та входила в состав СССР.

После окончания Тартуского университета по специальности «информатика» долго искал себя: работал учителем математики, плотником, занимался реставрацией фарфора, пел в церковном хоре. Затем устроился в хоровую школу инфотехнологом, где, помимо создания и обслуживания сайта учреждения, а также прочих профильных задач, снимал и монтировал ролики с участием местных артистов. В итоге постепенно втянулся в творческий процесс, и это увлечение привело Александра в нашу культурную столицу – прямиком в мастерскую заслуженного деятеля искусств РФ Валентины Гуркаленко по направлению неигрового кино в СПбГИКиТ.

«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ»

Сейчас на счету у выпускника –7 короткометражек. Часть из них была представлена на городских, всероссийских, международных фестивалях и показах и получила признание профессионального сообщества. Так, в декабре в петербургском Доме кино зрители могли оценить ленту «Это мой хор», повествующую о молодежном коллективе из Северной столицы «Городу и миру», в котором когда-то состоял сам автор. Музыка для героев фильма стала не только увлечением для души, но и помощницей в борьбе с трудными жизненными ситуациями, а также позволила обрести настоящих друзей. Кроме того, конец 2022 года принес кудровчанину еще одну награду: в рамках VI национального телекиноконкурса «Родные тропы» жюри отметило картину о единении человека и природы «Что посеешь, то и пожнешь» за патриотизм и любовь к Родине. Ранее история об инженере Станиславе, уехавшем от городской суеты жить на хутор в тайге, также удостоилась диплома всероссийского экологического фестиваля «Меридиан надежды».

Рядом достижений обладает снятая еще в вузе «Мозаика». Тогда студент Александров решился на смелый шаг: на одном из показов в рамках «ПитерКиТ» он представил сюжет, строящийся на сопоставлении образа иконы «Иисус, благословляющий отроков», расположенной на фасаде института, с киномышлением воспитанников, выпускников и преподавателей учреждения. Примечательно, что ранее здесь располагались церковно-приходская школа, совет Синода и храм. Во время реставрации здания в 2014-м удалось обнаружить панно: шедевр декоративного искусства считался безвозвратно утраченным почти 100 лет. В творческой работе молодого человека кадры с церемонии торжественного открытия и освящения мозаики, душевные речи и светлые взгляды присутствующих перемежаются с синхронами, где начинающие и будущие режиссеры и продюсеры говорят о насилии и пошлости как о факторах продвижения. Один из ораторов и вовсе заявил: «Давайте оставим нравственность философам и не будем приплетать сюда кино». Нашлись, конечно, и те, кто ратовал за то, что художник должен возвышать, а не разрушать.

Разумеется, лента вызвала бурную реакцию, ведущую за собой косые взгляды и разъяснительные беседы. Невольно возникает вопрос: как вообще ей удалось пройти конкурсный отбор и оказаться на экране киноконцертного зала КиТа?

– Меня знали как добропорядочного студента, поэтому перед запуском никто не проверил фильм на содержание, – объяснил герой нашего материала. – А там есть неоднозначные вещи, которым не все обрадовались. Снаружи мы видим благостный фасад, но что если заглянуть за него? Все ли так хорошо, как кажется? Например, ученики снимали много «чернухи». Я не понимал, как можно такие вещи выпускать. Данная проблема очень волновала меня, внутри все буквально кипело. Все эти моменты отразил не ради скандала, а чтобы выразить свою боль, заставить товарищей задуматься о том, в чем на самом деле задача автора. С радостью заметил, что в последнее время ситуация изменилась, и на последних фестивалях я такого не наблюдал.

Впоследствии «Мозаика» на VI международном молодежном фестивале «Свет миру» под председательством епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина заслужила диплом первой степени в одной из номинаций и также дополнительно отмечена за мастерское раскрытие смысла режиссерской профессии. Кроме того, короткометражка оценена на XXV международном форуме «Золотой витязь» за глубокое художественное воплощение нравственных и духовных ценностей и вошла в число номинантов IX всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли».

А в чем же все-таки сам Александр видит предназначение творца? Отвечая на вопрос, он процитировал строки из стихотворения великого Пушкина «Памятник».

– Основная задача человека искусства пробуждать добрые чувства лирой, – считает кудровчанин. – Например, Лев Толстой говорил, что жизнь без нравственного усилия – сон. Люди идут на фильм, чтобы оторваться от быта и погрузиться в бытие, не для того, чтобы забыться и попасть в какую-то иллюзию, а наоборот, чтобы вспомнить…

О ГРАНИЦАХ ДОБРА И ЗЛА

Но как создать качественный контент?

– У каждого свой подход. Я работаю интуитивно, – сказал местный житель. – Возьмусь за какую-то тему, снимаю, наблюдаю, записываю интервью, потом из этого всего получается синтез, появляется режиссерское высказывание, драматургия. Документалисту, в отличие от режиссера игрового кино, важнее показать внешний, а не свой внутренний мир, поэтому многие считают, что неигровое кино честнее. Хотя все достаточно условно. Прежде всего, важно, чтобы мастер обладал здоровым мышлением. Снимать многие умеют: 4K, красивая картинка – форма хорошая, но зачастую страдает содержание. Нужно отличать искусство, которое возвышает, от антиискусства, опускающего людей на уровень животных. Если человек видит на экране насилие, особенно молодой, он начинает воспринимать жестокость как само собой разумеющееся. Я все-таки верю в духовную эволюцию: нужно трансформировать негативные качества в позитивные.

С определенных пор на экранах стали появляться фильмы с антигероями в главных ролях. Нам раскрывают внутренний мир убийц, маньяков и прочих людей с расстройством личности. Стоит ли рядовому зрителю знать, что творилось в голове опасного преступника и чем тот руководствовался в момент совершения злодеяния, что к этому привело и можно ли было избежать пагубных последствий? Или же столь мрачные, но зрелищные сцены обязательно окажутся губительными, особенно для неокрепших умов? У нашего собеседника есть своя история, связанная с подобными сюжетами.

– Однажды снимал спектакль, где речь идет как раз таки о маньяке-убийце, – поделился мужчина. – Процесс пробудил во мне глубокие психологические переживания, которые тянутся из детства. Я сталкивался с насилием в семье и в свое время не проработал что-то в себе: старался реже бывать дома, иногда вообще убегал. Когда происходят такие вещи, мы закрываемся, словно отрезаем от себя часть мира, и не хотим с ней соприкасаться. Отчего сами порой становимся ущербными, например, если отсекаем того, кто когда-то причинил боль. Увиденное в театре меня всколыхнуло, дало возможность заново пережить и переосмыслить случившееся. В данном ключе субъективное переживание повлияло положительно.

В творческой копилке режиссера также находятся картины «Сквозь огонь» о кадровом офицере, 12 лет отслужившем в горячих точках, «Исход гипербореев» о тайнах загадочной страны из древнегреческой мифологии, «Просто играй свое сердце» о талантливой девушке-флейтистке. Есть и остросоциальное произведение «Русская народная злоба дня». В центре повествования – вятский частушечник Владимир Егошин, занимавший на тот момент пост главы администрации Родыгинского сельского поселения. В кадре предстает типичная российская глубинка с ее прелестями, причудами и проблемами, природной красотой, убитыми дорогами и душевностью, а где-то и сварливостью, простых граждан. В фильме освещаются трудности с созданием инфраструктуры, перераспределением полномочий между муниципалитетами, отсутствия у части населения регистрации права собственности на участки и дома и, как следствие, с финансированием МО. Ну и, конечно же, короткометражка пестрит злободневным песенным фольклором. Хотя, если говорить откровенно, о чем все-таки сюжет, то здесь, на наш взгляд, лучше всего процитировать главного героя картины Владимира Николаевича: «Родыгино – Отечества опора, как тысячи таких же деревень. // Живут здесь люди, зло в душе не прячут…//Работают, страдают, даже плачут, когда порой беда приходит в дом, // растят детей, как испокон ведется, и стариков хоронят коли срок, // хоть трудно нам, в душе надежда бьется, что будет лучше…»

Лента принесла своему создателю победу на XI международном конкурсе туристических кинофильмов и телепрограмм «Свидание с Россией» в номинации «Фрески Севера» и гран-при Международного русского кинофестиваля. Хотя сам автор признался, что сегодня бы не стал такое снимать.

– Это не совсем мое, – подчеркнул Александр Александров. – В фильме присутствуют частушки про власть и реформы. Сейчас я жалею, что включил в него некоторые вещи. Со временем я изменил некоторые политические взгляды, а в связи с последними событиями больше зауважал политику президента.

Беседуя с уроженцем Нарвы, мы не могли не узнать его мнение относительно танка Т-34, который был демонтирован, как и десятки других советских памятников на территории Эстонии. Мемориал устанавливался к 25-летию Великой Победы и напоминал о переломном событии, предшествовавшем освобождению города, а затем и всей Эстонской республики от фашистских захватчиков, когда красноармейцы под командованием генерала Федюнинского форсировали реку Нарову в июле 1944-го.

– Отношение к сложившейся ситуации, конечно, отрицательное, – подчеркнул кудровчанин. – Мой прадед Степан Дмитриевич Николаев получил первое тяжелое ранение в марте 1944 года при первоначальных попытках освободить Нарву. Его полк частично попал в окружение, из которого сумели вырваться только 25 человек из 162-х. Впоследствии недалеко от этого места наряду с монументами советским воинам установили несколько памятников войскам СС. Хотя, это все закономерно. Чем дальше, тем больше убеждаешься, что в целом ничего нового принципиально не происходит. Противостояние России с Западом было всегда, да в какие-то моменты происходило сближение, но потом – опять конфликт. Очень рад появлению памятника Т-34 в Ивангороде. По большому счету, наконец-то, страна начала отстаивать свои права и меняться внутри! Думаю, мы доживем еще до лучших времен, времен моего детства, когда все без спроса ходили в гости, когда оставляли ключик под ковриком для своих друзей, когда пили газировку с одного стакана в автомате.

СПЕЦИАЛИСТ РЕКОМЕНДУЕТ

В завершение разговора мы попросили Александра Александрова как человека сведущего посоветовать что-нибудь читателям для просмотра. Ответ оказался несколько неожиданным.

– Индийские фильмы про любовь, – сказал режиссер. – В этом кинематографе часто трогательно и мило представлены взаимоотношения между мужчиной и женщиной. На Западе, да и у нас зачастую многое опошляется, повсеместно присутствуют постельные сцены. А там показаны настоящие чувства. Вообще, знакомство с восточной культурой связано с переломным моментом в моей жизни. После окончания первого университета я был технарем, левополушарным человеком, но когда соприкоснулся с индийской музыкой, философской традицией, то со временем проснулись творческие способности.

Сейчас кудровчанин продолжает работу над документальным фильмом под названием «Что главное в жизни» об одном из создателей авиационных и ракетных двигателей и, как и многие мастера, мечтает когда-нибудь представить выдающуюся картину. «Не из честолюбия, а чтобы оставить что-то хорошее после себя», – подчеркнул мужчина.

Мы желаем режиссеру успехов на его пути и надеемся однажды рассказать историю о создании ленты, которая станет нравственным ориентиром для множества зрителей.

Фотографии взяты из личного архива Александра Александрова.