Инфекционная анемия лошадей  

Лошади подвержены многим болезням. Одна из наиболее опасных среди них – инфекционная анемия. По информации ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Всеволожского района», она до сих пор встречается в нашей стране.

 

Подтверждением этого является недавний случай на территории Павловска. В начале апреля в конюшне ООО «Ковбой» обнаружен очаг заболевания. Постановлением губернатора Санкт-Петербурга на территории города с 5 апреля установлен карантин. Инфекционной анемии лошадей подвержены только однокопытные. Для человека она не опасна.

Впервые болезнь была описана во Франции в 1843 году. Свое название, «болотная лихорадка», она получила в связи с летне-осенними вспышками заболевания, возникающими в лесисто-болотистых местностях. Смертность среди заболевших лошадей достигала порой 80 процентов. В 1904 году установили ее вирусную природу.

Поскольку недуг всегда сопровождается резко выраженным малокровием, он получил еще одно название – инфекционная анемия лошадей. Заболевание распространено во многих странах мира: США, Австралии, Японии, Индии, странах Северной и Южной Африки и Европы. В Советском Союзе болезнь нередко встречалась до 40-х годов прошлого столетия, но в настоящее время ее регистрируют довольно редко. Это обусловлено проведением эффективных профилактических мер и отсутствием массовых перемещений лошадей из одних областей страны в другие.

Болезнь примечательна тем, что она отличается большим разнообразием проявления и позволяет проследить, как один и тот же вирус в зависимости от ряда условий вызывает в организме хозяина различные формы инфекционного процесса.

Сверхострое течение инфекционной анемии лошадей характеризуется быстрым подъемом температуры, развитием геморрагического гастроэнтерита, сердечной слабости и нарастающими признаками удушья. Больное животное с трудом передвигается, у него появляются параличи задних конечностей. Смерть наступает в течение нескольких часов.

При острой форме заболевания температура быстро поднимается до 41-42°С. Инфицированная особь угнетена, неподвижна, слизистые глаз отечны с кровоизлияниями. Сердце учащенно колотится. Появляются отеки живота. Животное худеет на глазах. При движении сразу появляется сильная одышка, походка шаткая. Через две недели наступает смерть.

Хроническая форма болезни отличается чередованием лихорадочных периодов, длящихся два-три дня, и периодов внешнего благополучия, продолжающихся иногда до нескольких месяцев. Во время приступов развиваются те же симптомы, что и при острой форме заболевания. Отмечается прогрессирующее исхудание. Заканчивается все гибелью животного.

Наибольшую опасность для окружающих представляют лошади с латентной формой инфекционной анемии, когда скрытое течение инфекционного процесса распознают лишь по редко наступающим подъемам температуры тела.

Для всех форм болезни характерно повсеместное распространение вируса. Он буквально наводняет органы и ткани животного и легко определяется различными диагностическими методами.

Вне зависимости от течения заболевания его наиболее характерный симптом – анемия. Она сопровождается разжижением крови, ухудшением ее свертываемости и резким падением уровня гемоглобина.

Группа японских ученых сравнила два вируса. Первым был тот, которым много месяцев или лет назад заражали лошадей, а вторым – тот, который выделили из организма этих особей после приступа болезни. Оказалось, что второй вирус по своим антигенным свойствам значительно отличается от первого, хотя его никто в организм животного извне не вводил. Авторы эксперимента сделали важное заключение – свойства вируса изменяются в процессе его длительного нахождения в организме. По этой причине практически невозможно создать вакцину против инфекционной анемии лошадей, как, например, и против СПИДа.

Как и большинство других медленных инфекций, инфекционная анемия лошадей подкрадывается незаметно. Источником возбудителя служит больное или зараженное животное. При этом особенно опасны особи с острой стадией заболевания или во время приступов обострения. Именно в это время вирус в организме и, в частности, в крови находится в наивысшей концентрации. У таких животных инфекционный вирус выделяется с молоком, мочой, выделениями из глаз, пометом. Основным путем его передачи являются укусы жалящих насекомых. Болезнь развивается после внесения под кожу даже ничтожных доз вируса.

Именно из-за передачи недуга через насекомых болезнь и получила свое первоначальное название. Летне-осенние вспышки недуга были связаны с массовым летом жалящих насекомых в болотистых местах. Особенно ярко это проявлялось в годы, когда лето было жарким и сухим.

Говоря об опасности распространения болезни, нельзя забывать, что вирус инфекционной анемии лошадей служит ярким примером вирусной многоликости. Он способен протекать, в том числе и в латентной форме. В этом случае болезнь клинически не проявляется. Животное может быть носителем вируса всю жизнь. При этом оно способно заражать других особей.

Лечения инфекционной анемии лошадей не существует. Все больные животные подлежат уничтожению.

В целях предотвращения возникновения и распространения болезни все поголовье лошадей в нашей стране подлежит обязательному ежегодному исследованию на инфекционную анемию в лаборатории. Проверяется реакция диффузионной преципитации (другое название проба Коггинса). Данный метод широко используется во всем мире. Исключение – спортивные лошади. Они проходят тестирование два раза в год. Кроме этого, все животные исследуются перед перемещением для содержания в другие конюшни и в период их карантинирования в пункте назначения.

С этой же целью владельцы лошадей должны соблюдать несколько несложных правил:

  1. Перемещать животных из одного места содержания в другое только при наличии ветеринарного сопроводительного документа, выданного представителем государственной ветеринарной службы.
  2. Немедленно извещать специалистов госветслужбы о случаях заболевания или гибели особей, об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание.
  3. До прибытия специалистов принимать меры по изоляции подозреваемых в заболевании лошадей и иных животных, которые могли контактировать с ними. Обеспечить изоляцию их трупов в том же помещении, где они находились.