Символ величия, мужества, стойкости

Монумент «Родина-мать зовет!» – вершина творчества прославленного скульптора Евгения Вучетича. Достопримечательность, являющая жемчужиной мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане, обязательна к посещению всеми, кто по разным причинам оказывается в Волгограде. Без знакомства с этим местом невозможно в полной мере оценить подвиг советских солдат-защитников города на Волге.

Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны, и, разумеется, этому триумфу требовалось увековечивание. Необходим был символ героической обороны легендарной «высоты 102,0». По одной из версий, Вучетич обсуждал проект непосредственно с самим Сталиным.

По первоначальной концепции доминантой должна была стать двухфигурная композиция: Родина-мать со Знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени. Но спустя время скульптор изменил замысел. Мастер справедливо рассудил, что успешное окончание Сталинградской битвы еще не означало конец войны, значит, в работу следует вкладывать иной смысл.

В итоге появился проект, предусматривающий создание динамичной фигуры женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывала на запад, призывая своих сыновей и дочерей на новые подвиги до окончательной победы над врагом. Символом силы и страстного призыва к освобождению Отечества стали волевое лицо и развивающиеся одежды.

Помимо монумента «Родина-мать зовет!», творческая группа разработала и другие составляющие ансамбля: вводную композицию-горельеф «Память поколений», аллею пирамидальных тополей, площади Стоявших насмерть и Героев, зал Воинской славы, скульптуру «Скорбь матери» и другие.

Особый интерес представляют Стены-руины, воспроизводящие картину затяжных и кровопролитных уличных боев. На поверхности высечены силуэты солдат Сталинграда, а также мысли бойцов. Из встроенных репродукторов доносятся звуки боя, взрывы бомб, пулеметные очереди, сводки Информбюро.

Новаторство работы Вучетича заключается в том, что автор был первым в мире, кто решился создавать подобный объект не из благородного камня или бронзы, а из простого железобетона. Поначалу идея спровоцировала волну критики, однако Евгению Викторовичу удалось убедить профессиональное сообщество и руководство страны, что лучше материала не сыскать.

Сложности возникли и в процессе проектирования памятника. Не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. По первоначальной задумке, высота «Родины-матери» составляла 36 метров, но во времена Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, скульптура должна была стать выше статуи Свободы в Нью-Йорке. В итоге высота нашей достопримечательности – 85 метров вместе с мечом.

Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 15 октября 1967 года. Съехались тысячи людей, произнес речь Леонид Брежнев. Сам же Евгений Вучетич от публичного выступления отказался, поскольку был сильно контужен во время войны и не мог долго говорить.

Сегодня монумент «Родина-мать зовет!» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая на момент возведения скульптура-статуя в мире.

В марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности объекта, которую завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы.
Ежегодно 9 мая на Мамаевом кургане проводится шоу «Свет Великой Победы», которое подытоживает череду всех праздничных мероприятий. Это уникальное событие, где с помощью визуальных, звуковых эффектов и компьютерных технологий зрители могут проследить основные вехи Сталинградской битвы и строительство монумента.