Поезд дальше не поедет 

3 августа 1943 года, вторя общему наступлению советских войск на белгородско-харьковском направлении, началась «Рельсовая война», развернутая партизанами в тылу групп армий «Север» и «Центр». Свой огненный след оставили в этой операции, как и во всей хронике Великой Отечественной, и ленинградцы.

В 1941-м, перед войной, на Московском (тогда – Международном) проспекте встал монументальный Дом советов. Спустя несколько месяцев гранитные пионеры, рабочие и колхозницы на его фасаде скорбно и молчаливо провожали колонны бойцов, уходящих на фронт.

Мимо этого здания, но уже в обратном направлении, после снятия блокады двигались партизанские отряды, причинившие огромный урон врагу. В строю шли пешие и конные воины, молодые и с сединой на висках – три года таились они по лесам и глухим урочищам, нанося неожиданные удары и уничтожая технику, провизию и живую силу противника. К ноябрю 43-го их численность достигла более 14 миллионов человек.

Партизанские бригады атаковали германскую армию в тылу, координируя свои действия с наступающими войсками Ленинградского и Волховского фронтов. За 32 месяца борьбы было убито свыше 100 000 гитлеровцев, пущено под откос 1 106 воинских эшелонов, сбито 100 самолетов, из угона в рабство спасены сотни тысяч советских граждан.

Эффективность диверсионной работы доказывает и то, что в начале 1943 на оккупированных территориях Советского Союза немцы кое-где снимали стальные балки, чтобы отправить на переплавку, после же начала «Рельсовой войны» оккупанты стали ввозить металлические жерди из Польши, Германии и даже Франции – все для того, чтобы обеспечить движение хотя бы по основным магистралям.

В ходе освобождения Ленинградской области погибло более чем 13 тысяч партизан и подпольщиков. Чтя этот подвиг, беззаветную преданность Родине защитников Ленинградской, Псковской и Новгородской областей под Лугой воздвигнут обелиск «Партизанская слава».