18 января 1926 года состоялась премьера фильма «Броненосец «Потемкин»» – немой художественной ленты, снятой к 20-летию Первой русской революции.
Режиссер Сергей Эйзенштейн, получив заказ на эпопею к юбилейной дате, взял в работу сценарий, сюжет которого написали по реальным событиям 1905 года. Съемки шли на местах, где происходили описываемые действия. Сам корабль оказался в ненадлежащем состоянии, и его заменило судно «Двенадцать Апостолов».
Работа проходила под знаком новаторства и изобретений. Впервые в истории кинематографа преследовалась цель не развлечь зрителей, а ошеломить, показать им боль и отчаяние, одолевавшие живших в то страшное время, осветить причину трагедии, приведшей к революции. Мастеру это удалось. Крупные планы отчетливо демонстрируют самые острые моменты и переключают внимание то на плавающее в волнах пенсне убитого доктора, то на искаженные страданием лица матерей, чьи дети погибли на Одесской лестнице, или пушку, собирающуюся выстрелить.
Кроме того, Сергей Михайлович придумал прием «монтаж аттракционов» и с его помощью сделал из снятого материала цепочку ярких, напряженных сцен, бьющих по нервам зрителей, привыкших к развлекательным кинолентам и внезапно столкнувшимся с жестокостью и драматичностью событий. А еще режиссер и оператор первыми додумались снимать с высоты. Прибытие корабля в Одессу показано с разных ракурсов. Сначала отдельные люди идут к причалу, потом камера «ныряет» в толпу, а следующий кадр – на уровне птичьего полета.
Одной из сильнейших сцен «Броненосца «Потемкина»» стал расстрел демонстрантов на Одесской лестниц (Идея пришла к Эйзенштейну случайно, когда он ел вишню на ступеньках и смотрел на прыгающие вниз косточки. – Прим. ред.). Этот эпизод по праву считается одним из сильнейших в мировом кинематографе. Он смонтирован так, что остаться в стороне не получается: смотревшие фильм невольно оказывались в гуще событий, становясь не просто свидетелями, а жертвами жестокости военной машины. Невозможно спокойно смотреть, как умирают под пулями люди, на детскую коляску, катящуюся по ступенькам от тела убитой женщины.
Шедевральные сцены «процитированы» десятками режиссеров. А сама Одесская лестница мгновенно приобрела мировую известность и вскоре стала Потемкинской – вот она, сила кино!
Некоторые называют «Броненосец «Потемкин»» первой цветной лентой. Хотя это не совсем так: фильм остался черно-белым, режиссер раскрасил лишь флаг на всех 108 кадрах.
Юбилейное кино произвело фурор и популярность его выплеснулась далеко за пределы страны. Неудивительно, что в разные периоды произведение признавалось лучшим или одним из лучших по мнению публики и критиков. Да и сегодня лентой не перестают восхищаться.