20 октября 1696 года Боярская дума приняла постановление о формировании регулярного русского флота

Его создание было обусловлено потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития государства.

 

Первым таким формированием стал Азовский флот. Он был выстроен по повелению Петра I для борьбы с Турцией за выход в Черное море и включал в себя 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», четыре брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Возведение продолжалось с 1965 по 1969 года.

Первая крупная победа России за выход к морю одержана 29 июля 1696 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов).

30 октября 1696 года Боярская дума по представлению царя императора приняла постановление «Морским судам быть…», ставший первым законом о флоте.

С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота, в котором гармонично сочетались различные типы и классы судов с учетом поставленных им целей – не допустить господства на море Швеции. Уже в октябре 1704 года первые корабли вошли в Неву. Первая победа была одержана летом 1714 года, когда у полуострова Гангут отряд контр-адмирала Нильса Эреншельда. А с разгромом шведов у Гренгама в 1720 году российское формирование стало самым мощным на Балтике.

Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав. На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовали Каспийские объединения, на Черном море – с мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись.