15 ноября 1955 года открылся Ленинградский метрополитен

Первая линия из восьми станций, первый оплаченный билет, первый состав. Это важное для каждого горожанина событие стало символом возрождения и мирного созидания после страшных военных лет.

 

В полдень на станции Площадь Восстания прошел торжественный митинг, после чего в сторону Автово отправился первый состав, ознаменовав регулярное движение поездов. Четыре вагона вмещали в себя порядка 600 человек, а весь путь занимал 18,5 минут.

На каждой станции в этот день лежали книги отзывов, которые сохранили тысячи восторженных высказываний ленинградцев. Кто-то называл это сказкой, кто-то кусочком рая. Сами вестибюли сравнивались с дворцами, все благодарили правительство за такой подарок. «Завтра приду на работу и расскажу своим ученицам, как ездила когда-то на конке, а сейчас по замечательной электрической железной дороге под землей, – писала одна из первых пассажирок подземки.

Стоит отметить, что горожане впервые спустились в метро немного раньше. За несколько дней до запуска движения, вестибюли ненадолго стали музеями. С 5 по 9 ноября под землю можно было попасть по специальным пригласительным билетам, которые раздавали на предприятиях и в учебных заведениях. За это время 400 000 человек увидели неповторимые своды построенных станций.

А посмотреть действительно было на что. Например, «Автово» являлась воплощением идеи величия и мощи советского государства, была построена в характерном монументальном стиле. В холлах были арочные лестницы, а своды держали 46 мраморных колонн. Некоторые из них были облицованы стеклянными панелями с обратным рельефом, напоминающим хрусталь. Все это выглядело как подземный дворец. Надо сказать, что внутреннее убранство за 66 лет почти не изменилось, при этом в 2014 году она попала в десятку самых красивых станций мира. И такими уникальными и масштабными были все первые станции в Северной столице.

Вообще, история создания петербургского метро начинается в XIX веке. Существует легенда о некоем купце Торгованове, который еще в 1820 году предложил городским властям построить под Невой пешеходный тоннель. Но тогда эту мысль сочли фантастической. К концу столетия о создании подземки заговорили уже всерьез. Предлагались различные инициативы, видные инженеры спорили об их плюсах и минусах. Однако ни один из вариантов так и не воплотился в жизнь.

Вопрос о строительстве вновь появился в повестке 1938 года. А в 1939-м организованная «Дирекция строительства HКПС-5» уже курировала реализацию масштабного проекта. Оборудовать 12 станций надеялись до 1942 года, но война не дала планам сбыться. Все проложенные к этому моменту шахты были законсервированы «мокрым» методом, то есть затоплены водой для предотвращения обрушения. Возобновить работы удалось лишь в ноябре 1945-го.

Сегодня наш метрополитен не только один из самых красивых, но и признан одним из самых глубоких на планете. Правда, эта особенность обусловлена местоположением самого города. Петербург основан на болотистой почве, что не позволяет строить метро на небольшой глубине.

За 66 лет ленинградская подземка из короткой линии, соединяющей центр города и рабочие районы, превратилась в главную транспортную артерию мегаполиса. Сегодня это 5 линий протяженностью 125 километров. На них расположено 72 станции, включая 7 пересадочных узлов – 6 двухстанционных и один трехстанционный. Сеть развивается и сейчас, в ближайших планах открытие еще 4 станций метро. А в планах строительства до 2032 года вошли уже 12 станций. И «Кудрово» там тоже есть.