17 января 1909 года открылся театр «На Литейном»

Это стало особым явлением в культурной жизни Петербурга. Здесь своими постановками восхищали Всеволод Мейерхольд, Николай Евреинов, Михаил Фокин, а участие в подготовке пьес принимали видные художники – Леон Бакст и Борис Кустодиев.

Первым творить на данной сцене стал Вениамин Казанский, уже владевший к тому времени двумя антрепризами: в «Невском Фарсе» он ставил комедийные спектакли, в «Модерне» удивлял новинками электрофотографической техники. На новой площадке маэстро решил пугать. Название ей было дано соответствующее – Grand Guinol, то есть Театр ужасов. Репертуар и специфические способы воздействия на публику режиссер позаимствовал у французского драматурга Андре де Лорда. Зрителей заранее предупреждали, что людям со слабой психикой смотреть постановки не следует.

На открытии представили «Лекцию в Сальпетриере» и «Систему доктора Гудрона» по Эдгару По, а также «Мороз по коже». Присутствующим щекотали нервы «отрыванием головы», «обливанием серной кислотой» и «выдиранием глаз». В дальнейшем афишу украшали не менее «ужасные» названия: «Вампир», «Под гнетом проклятья», «Смерть в объятиях», «На могильной плите», «Последний крик», «Жуть». Со сцены «лилась кровь», и неслись нечеловеческие вопли.

Всего через несколько месяцев интеллектуалы пресытились новинкой, и в театре начали ставить сатиры, фарсы, водевили, мелодрамы и пародии.
В разные годы здесь можно было увидеть «Ночные пляски» Федора Сологуба в переосмыслении Николая Евреинова, «Королей воздуха и даму из ложи» Всеволода Мейерхольда, «Теракойю» Павла Ивановского и многие другие спектакли.

С 1912 года с площадкой сотрудничали Надежда Тэффи, Аркадий Аверченко, Федор Сологуб, Алексей Ремизов, Михаил Фокин, Иван Чекрыгин. В 60-е здесь дебютировали с постановками Ефим Падве, Лев Додин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская.

В наши дни театр «На Литейном» – одно из излюбленных мест петербургских интеллектуалов и жителей Ленинградской области. Здесь ставят как классику («Барышня-крестьянка», «Бег», «Пиковая дама»), так и сравнительно новые спектакли – саунд-драму «Суад. Жить заново» или «Звезды в черной дыре» по пьесе молодого драматурга Вероники Вельт.