4 августа 1836 года в Московском Кремле установлен царь-колокол

Памятник русского литейного искусства XVIII века был отлит по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о ее царствовании.

Мастера, который взялся бы за создание колокола весом 200 тонн, сначала искали за границей. Одним из первых предложение получил королевский механик Франции Жермен. Ему посулили щедрое вознаграждение, но кандидат посчитал, что над ним подшучивают, и отказался. Тогда за работу взялись русский литейщик Иван Моторин и его сын.

Предполагалось, что размер колокола будет внушительным, поэтому изготовить его решили сразу в Кремле. 26 ноября 1734 года в Успенском соборе провели торжественную службу и получили церковное благословение, после чего начали плавку металла. В процессе были заняты почти 200 человек.
В работе сразу начались сложности: то материалов не хватало, то заболевали и умирали люди, то загоралось или выходило из строя оборудование. 9 июня 1737 года случилась новая напасть – на праздник Святой Троицы на территории Московского Кремля произошел пожар. Огнем оказалась охвачена и деревянная постройка над ямой с колоколом, и он рухнул вниз. В результате на нем образовалось 10 продольных трещин, а также откололся кусок весом 11,5 тонн. Однако современные исследования указывают на то, что причиной образования трещин и скола был отнюдь не пожар, а нарушение технологии изготовления.

С тех пор колокол пролежал в земле около века. За это время предпринималось несколько попыток его вернуть, но все они оказались провальными. В какой-то момент к яме даже стали водить экскурсии. 23 июня 1836 года рабочим, наконец, удалось поднять его и водрузить на постамент.

Сегодня Царь-колокол – это одна из самых интересных достопримечательностей Москвы. Посмотреть на памятник литейного искусства приходят тысячи туристов. Кстати, часть колокола, которая откололась во время падения, расположена рядом. В разное время предлагались идеи восстановления целостности объекта, однако все они были отвергнуты из-за высокой стоимости. Кроме того, эксперты утверждали, что сохранить нормальный звук после этого будет невозможно.