86 лет петербургскому троллейбусу 

21 октября 1936 года на шестикилометровый маршрут от площади Александра Невского до площади Труда вышли первые «безрельсовые трамваи», выпущенные Ярославским автомобильным заводом специально для города на Неве.

Новый ЯТБ-1 сразу завоевал звание транспорта повышенной комфортности. Мягкие сиденья, шторки на окнах и собственная система отопления. Горожане готовы были переплачивать, чтобы проехать на красивом и удобном «рогатом автобусе». А прокатиться в нем с девушкой считалось лучшим свиданием того времени. К концу 1930-х по Северной столице курсировали уже 133 машины. Общая протяженность линий достигла 36,6 километра.

Когда грянула война, водители еще несколько месяцев выходили на линии, несмотря на обстрелы, обрывы электросети, снежные заносы и мороз. Движение окончательно встало только в конце 1941-го. Городской электротранспорт не успели загнать в депо и он остался прямо на улицах.

В 1942 году городские власти хотели пустить троллейбус по Дороге жизни с продовольствием и сырьем. По расчетам, это увеличило бы пропускную способность важной трассы и обошлось дешевле, чем автомобильное сообщение. Но метеорологи идею отвергли: прогнозы показали, что толщина ладожского льда предстоящей зимой будет меньше. Рисковать ни людьми, ни техникой не стали.

Возобновить движение получилось в мае 1944-го. А уже через десять лет начался период расцвета этого вида транспорта. К 1956-му в городе насчитывалось 14 маршрутов. А с 1965 года электрические машины начали ходить на окраины.

Сегодня в Петербурге работает 46 троллейбусных маршрутов. За один день «рогатые автобусы» проезжают 81 000 километров – расстояние, равное примерно двум экваторам.