4 июня 1962 года советские телезрители впервые увидели в эфире киножурнал «Фитиль»

Появившись на экранах в годы хрущевской оттепели, передача соответствовала меняющимся подходам к массовой культуре. То, о чем раньше принято было молчать, теперь стало мишенью для остроумной сатиры. При этом программа не только привлекала внимание к разнообразным общественным проблемам, но и фиксировала детали различных исторических периодов. С небольшими изменениями формата она просуществовала до 2008 года и вплоть до закрытия сохраняла свою аудиторию.

Выпуски представляли собой набор документальных и художественных короткометражек и мультфильмов, обыгрывавших знакомые сцены из повседневной жизни. Внимание уделялось как вредным привычкам, порокам, невежеству, так и нерадивым бюрократам и руководителям предприятий. «Фитиль» быстро завоевал народную любовь, что во многом связано с привлечением целой россыпи талантливых артистов к съемкам в сюжетах. В разные годы для альманаха роли исполняли Фаина Раневская, Нина Крачковская, Георгий Вицин, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин и другие звезды кинематографа. Стать частью культовой передачи считалось почетным, поэтому от такого приглашения обычно не отказывались.

Не менее талантливые люди стояли за написанием сценариев и производством картин. Среди них авторы Михаил Жванецкий, Семен Альтов, Аркадий Арканов, режиссеры Леонид Гайдай, Александр Митта и многие другие, а вдохновителем и бессменным главным редактором выступал Сергей Михалков. Как отзываются о Сергее Владимировиче причастные к работе над киножурналом, он был прекрасным руководителем, который не вмешивался в творческий процесс, не проталкивал собственные идеи, но точно определял, какие темы будут самыми злободневными, благодаря чему всегда удавалось «попасть в яблочко». «Фитиль» был настолько тесно связан с именем Михалкова, что после смерти худрука разговоры о возможном перезапуске проекта окончательно прекратились.

Сюжеты создавались на десятках студий республик СССР. Всего свет увидели 420 выпусков и сейчас большая их часть доступна для просмотра в интернете. Многое из затронутого в зарисовках уже не столь актуально в наши дни, но ознакомление с архивом дает отличную возможность лучше понять, что волновало людей в те времена, а также насладиться работой признанных мастеров отечественного киноискусства.

Следующая статья

Укротитель коней