О СПИДе без преувеличений

2 декабря в Кудровском ЦО № 1 прошли лекции, приуроченные ко Всемирному дню борьбы со СПИДом. В интерактивных занятиях участвовали одиннадцатиклассники. В ходе мероприятия они разобрались в основных причинах заражения болезнью и отсеяли некоторые мифы о передаче вируса. Организатором выступил молодежный совет при администрации Заневского городского поселения.

 

Согласно данным Роспотребнадзора, за 2018-й в России умерло 36,9 тысяч человек, зараженных ВИЧ. Основной причиной смертности среди инфицированных был туберкулез. В том же году Ленинградская область оказалась на восьмом месте по масштабу заболеваемости СПИДом в стране. При этом по общероссийским показателям, 57,5 % заразились половым путем, а 39 % – наркотическим. Основным инструментом борьбы с распространением вируса является информирование населения. Но к каждой возрастной категории граждан нужен свой подход. Для подрастающего поколения тему заболеваний, передающихся половым путем, нельзя назвать простой.

Несмотря на то, что слова «ВИЧ» и «СПИД» достаточно известны, четкого представления о содержании данных понятий у большинства людей не сформировалось. Более того, в интимных вопросах юноши и девушки не склонны откровенно делиться своими мыслями со старшими. Это и учли организаторы мероприятия при составлении программы. На их интерактивных лекциях участие взрослых было минимальным, и разговор проходил в непринужденной обстановке.

Урок для каждого класса начинался с теста, который демонстрировал осведомленность молодых кудровчан о проблеме. Ребята выстраивались в линию и завязывали глаза лентой. Затем ведущий называл правдивое или ложное утверждение о способах распространения вируса. Те, кто поддерживал высказывание, делали шаг вперед, остальные оставались на месте. В конце игры оказывалось, что только треть учеников обладают верными знаниями о болезни. Другие соглашались с тем, что заразиться можно от укуса комара или от кашля другого человека, через рукопожатие или питья из одного стакана, а также с тем, что ВИЧ распространяется преимущественно гомосексуалами. Все эти утверждения – ложные.

Основных путей передачи вируса два – естественный половой акт и попадание инфицированных жидкостей в кровоток. Члены молодежного совета рассказали на примерах о причинах и последствиях заражения ВИЧ. Так, тема распространения вируса открылась громкой историей о женщине из Кении, из-за которой заболели более 300 человек. После обсуждения одиннадцатиклассники не только сами пришли к выводу о важности контрацепции, но и обсудили то, что в последнее время становится нормальным требовать справку об отсутствии половых заболеваний в начале отношений.

Высокий шанс заразиться существует и при употреблении наркотиков. Во время коллективного использования шприцов вирус передается всем. Небезопасными могут быть и тату-салоны. Прежде всего, учреждение должно быть сертифицировано и соблюдать все санитарные нормы. Во время нанесения рисунка мастер обязан использовать стерильные инструменты. Необходимо следить, чтобы иглы, носики и колпачки под краску были одноразовыми и распаковывались в вашем присутствии. В случае, если сотрудник салона использует многоразовые инструменты, клиент вправе требовать их немедленной стерилизации. Тату-машина должна быть обмотана пленкой или защищена специальными пакетами. Наконец, квалифицированный специалист всегда работает в чистых перчатках.

При соблюдении этих условий шанс заразиться ВИЧ минимален. Один из организаторов лекции-тренинга Никита Грищенко рассказал, что возможность проводить профилактические мероприятия для него очень важна, ведь это помогает спасти жизни. «Современные дети относительно хорошо разбираются в проблеме. Конечно, не все, но благодаря таким урокам, они узнают больше, – сказал он. – Причем для достижения взаимопонимания нужно выстроить правильную коммуникацию. По моему опыту, ребята положительно относятся к внеклассным занятиям, потому что так школьная жизнь становится разнообразнее. С другой стороны, подросткам не всегда интересно слушать нравоучения. Они склонны относиться скептически к воспитательной подаче в подобных вопросах. Поэтому во время наших лекций мы просим учителей выходить из кабинетов и ведем диалог напрямую. Со своими сверстниками школьники более открыты для участия в дискуссиях и не стесняются озвучивать вопросы, которые, например, участковому задать постеснялись бы».