“ХОЧУ ЧС”. “ВЫ УВЕРЕНЫ?”

Чем дольше длится самоизоляция, тем громче слышатся голоса тех, кто требует от правительства РФ введения режима чрезвычайной ситуации либо положения (явно путая два абсолютно разных режима).

 

Аргументы чаще всего следующие:

1. Сидеть дома на морально-волевых невыносимо.

2. Самоизоляция – не закон, а рекомендация, значит гражданин имеет полное право ее не соблюдать, вот если бы объявили ЧС…

3. Когда введут ЧС, все долги по ипотеке граждан возьмет на себя государство.

4. При ЧС автоматически отменяется оплата коммунальных услуг и аренды.

5. Все убытки, которые понесет за время пандемии бизнес, возместит также государство.

6. Правительство выплачивает всем гражданам пособия, снабжает за свой счет продовольствием и лекарствами.

И только при обеспечении всеми “плюшками”, которыми власти якобы обязаны снабдить население при чрезвычайной ситуации, граждане готовы сидеть дома.

И тут возникает вопрос: откуда появилась информация о подобных мерах со стороны государства? Явно не из Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, в котором четко прописан порядок действий властей, права и обязанности граждан.

Сразу разберемся с путаницей в понятиях: между ЧС и ЧП огромная разница. Это два абсолютно разных режима.

Во время ЧП строго ограничиваются права и свободы граждан (свобода передвижения, вводится комендантский час с патрулированием улиц, происходит мобилизация – направление людей для выполнения работ и изъятие имущества, например автотранспорта); возможно переселение людей в более благополучные регионы; закрываются все! предприятия, кроме стратегических; изменяется порядок управления: муниципальные власти теряют свои полномочия – создаются временные администрации; могут установить запрет на деятельность политических партий; ограничение свободы СМИ, вводятся особые условия отпуска товаров (в том числе через распределители и по продуктовым карточкам) и так далее.

Что же касается режима чрезвычайной ситуации, то он на порядок мягче, но и здесь есть свои краеугольные камни.

Предприятия могут работать, а могут быть закрыты на усмотрение властей.

Если уполномоченные лица решат, что улица является зоной повышенной опасности, свободно пройтись по ней уже не получится. Ограничения коснутся также доступа транспортных средств.

Коммунальные услуги и юридическим и физическим лицам необходимо оплачивать в любом случае. Единственными послаблением является запрет на начисление пени и штрафов за несвоевременную оплату.

Обязательства по ипотеке придется выполнять в полном объеме. Из-за сокращения доходов в период пандемии возможны ипотечные “каникулы” на условиях, которые определяет банк.

Что же кается выплат всем и каждому, то в статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” в пункте 1 указано, что граждане имеют право на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Юристы обращают наше внимание на то, что в законе нет ни слова о выплатах при введении режима чрезвычайной ситуации, речь идет о самой чрезвычайной ситуации. Нужно четко разделять эти понятия, ведь режим ЧС вводится для устранения последствий уже произошедшей чрезвычайной ситуации.

Для поддержания населения правительство и руководство субъектов могут ввести выплаты в произвольном размере. Что и было сделано на федеральном и региональном уровнях.

Так что введение режима ЧС не панацея. Сейчас мы живем в режиме повышенной готовности именно для того, чтобы не допустить как раз-таки чрезвычайную ситуацию.

А потому призываем всех не паниковать.